Печатная версия каталога

 

Консервный бизнес

 

Скачать on-line версию

Скачать электронную версию

подписка.

Участники проекта

Популярные новости

Популярные статьи


Новости

«Юг Руси» загружает Воронеж


Справочно-информационный материал
 

Компания возобновила производство на маслоэкстракционных заводах в регионе

Как стало известно “Ъ-Черноземье”, один из крупнейших производителей растительного масла в России, ГК «Юг Руси» Сергея Кислова, после девятимесячного перерыва возобновил выпуск продукции на двух своих воронежских предприятиях. Причина недозагрузки мощностей — удаленность от южных портов и от основных производственных мощностей в Ростовской области на фоне высоких цен на сырье и низких на готовую продукцию. Участники рынка считают, что в нынешнем сезоне полной загрузке заводов может способствовать рекордный урожай подсолнечника, но предупреждают о сохранении невысокой рентабельности бизнеса.

Два крупных воронежских предприятия «Юга Руси», маслоэкстракционные заводы «Аннинский» и «Лискинский», практически не вели производственную деятельность с января по сентябрь 2018 года. Об этом “Ъ-Черноземье” рассказали два высокопоставленных чиновника в воронежском облправительстве. По словам одного из них, такое решение руководство компании приняло «по причине нерентабельности производства масла из-за высокой цены на сырье», «низкой цены на готовую продукцию» и «логистических затрат на транспортировку в Ростовскую область». Приостановка заводов привела к снижению производства растительного масла в Воронежской области по итогам 2018 года на 9% (примерно на 60 тыс. т) до 660 тыс. т.

Собеседник “Ъ-Черноземье”, знакомый с деятельностью воронежских заводов «Юга Руси», отметил, что приостановка работы могла быть связана с планами компании продать активы, расположенные на удалении от основных производственных мощностей и портов, на фоне высокой конкуренции за сырье и низкой цены на масло. Избавиться от заводов компания планировала еще с 2016 года: тогда сообщалось о возможной продаже «Югом Руси» своих четырех предприятий в Черноземье — в Лискинском и Аннинском районах Воронежской области, а также в Валуйском и Чернянском районах Белгородской области.

Однако эти планы тогда так и не были реализованы, как и заявленная в 2017 году продажа всего «Юга Руси» холдингу «Солнечные продукты». Белгородские предприятия «Юга Руси» не сообщали о произошедшей или планируемой приостановке деятельности или значительных снижениях объема переработки, сказали «Ъ» в региональном департаменте АПК.

 

Маслоэкстракционные активы «Юга Руси»

Масложировой бизнес «Юга Руси» представлен девятью заводами в Белгородской, Воронежской, Ростовской областях и Краснодарском крае, а также еще одним заводом в Казахстане. Помимо стран ближнего зарубежья группа поставляет продукцию в Афганистан, Германию, Монголию, Чехию. В портфеле брендов — «Аведовъ», «Золотая семечка», «Злато», «Милора», «Юг Руси», «Аннинское» и другие. Также компания реализует шрот, лузгу, хлебобулочные изделия, небольшие объемы муки, плодоовощных консервов, майонезов и соусов.

 

В «Юге Руси» “Ъ-Черноземье” заверили, что полностью воронежские заводы не останавливались: «Интенсивность их работы, равно как и интенсивность работы других маслозаводов ГК "Юг Руси", определялась конъюнктурой отечественного и мирового рынка». «При наличии благоприятной рыночной конъюнктуры ГК "Юг Руси" планирует в 2019 году обеспечить максимально высокую степень загрузки как Аннинского и Лискинского МЭЗов, так и других предприятий холдинга», — сказал “Ъ-Черноземье” заместитель гендиректора ООО «МЭЗ Юг Руси» Сергей Каменецкий. По словам собеседника “Ъ-Черноземье” в воронежском облправительстве, сейчас заводы работают на полную мощность.

Конъюнктура рынка масличных в 2018 году значительно отличалась от двух предыдущих лет. По итогам сезона 2017/2018 «Юг Руси» показал наибольшее снижение производства масла среди крупнейших российских производителей, следует из данных OilWorld. Группа потеряла первое место на российском рынке подсолнечного масла, уменьшив долю с 10,5% в предыдущем сезоне до 8,9%. В результате на первое место вышла «Эфко» с показателем 453 тыс. т при 403 тыс. т у «Юга Руси», откатившегося на третье место (у «Солнечных продуктов» — 408 тыс. т и 9% рынка). В середине июня 2018 года гендиректор «МЭЗ Юг Руси» Сергей Рубанов отмечал, что запасы семян подсолнечника на рынке практически исчерпаны. В то же время у самой группы, по его словам, тогда оставались запасы масла, необходимые для снабжения ключевых клиентов в регионах.

Ведущий эксперт ИКАР Даниил Хотько напоминает, что, по предварительным данным Росстата, в 2018 году в России был собран рекордный урожай подсолнечника — 12,6 млн т, при этом основной рост произошел именно в ЦФО (собрано 3,4 млн т) и в Поволжье. «Запуска новых производств в преддверии нынешнего сезона не было, и переработчики обеспечены семечкой лучше», — подчеркивает эксперт. По его словам, расчетная маржинальность переработки тонны подсолнечника в начале сезона 2018-2019 выросла до 8–13% по сравнению с 6–10% в сентябре-декабре 2017 года: «Мы прогнозируем, что в следующем сезоне посевные площади продолжат плавно расти, в частности в ЦФО — на 30 тыс. га, около 2%. В то же время вряд ли стоит ожидать повторения рекордной урожайности, которой способствовали близкие к идеальным погодные условия. Валовый сбор, таким образом, может оказаться чуть ниже, но ожидать из-за этого значительного падения маржинальности переработчиков не приходится».

Участники рынка отмечают, что рентабельность производства, тем не менее, находится на низком уровне. «Переработка подсолнечника не является выгодным бизнесом, для многих компаний она даже убыточна, — сказал ”Ъ” генеральный директор ГК «Эфко» Евгений Ляшенко.

 

Все крупные вертикально интегрированные холдинги, такие как "Эфко", зарабатывают небольшую доходность на продуктах с высокой добавленной стоимостью — производстве фасованного масла, майонеза, специализированных жиров и маргаринов».

 

По словам господина Ляшенко, на фоне высоких сборов масличного сырья не произошло снижения его рыночной стоимости из-за высокого спроса со стороны переработчиков: «К тому же реализация зерна по весьма выгодным ценам позволяет российским сельхозпроизводителям не торопиться с продажей подсолнечника. Таким образом аграрии пытаются обезопасить себя от риска падения курса рубля. В итоге складывается парадоксальная ситуация: при больших по сравнению с аналогичным периодом прошлого года запасах сырья переработка подсолнечника идет с некоторым отставанием». По его словам, ожидается, что с наступлением уборки рапса многие переработчики переключатся на более дешевое сырье, а результатом станет падение цены на семена подсолнечника к августу-сентябрю 2019 года.

«Существующие таможенные пошлины на сырье, сниженные в рамках вступления России в ВТО, позволяют производителям по более привлекательной цене поставлять его на мировые рынки. Такой дисбаланс стимулирует высокую конкуренцию на рынке сырья, что отражается в доходности перерабатывающих компаний», — добавил господин Ляшенко.

По его данным, цены на подсолнечник в ЦФО с сентября 2018-го по январь 2019-го выросли на 8% относительно прошлого сезона, в то время как внутренняя цена подсолнечного масла, связанная с мировым рынком ввиду экспортной ориентированности отрасли, «несколько снизилась»: «Для мирового рынка в сезоне 2018/2019 прогнозируется рост конечных запасов масличных культур и растительных масел. По этим причинам мы считаем, что рентабельность переработки подсолнечника в России в текущем сезоне останется на низком уровне».

 

Олег Мухин, Андрей Прах

 

13.02.2019   •   https://www.kommersant.ru






Telegram-канал


Digital-продвижение продуктов питания




Поделиться с друзьями:



Cмотрите также





Задать вопрос



 
 
Картинка