Димитр Атанасов, Марина Штондина
Справочно-информационный материал
«БУЛГАРКОНСЕРВ» МЕНЯЕТ ВСЕ, КРОМЕ КАЧЕСТВА
«Булгарконсерв» - бренд, казалось, не подверженный никаким изменениям. Продукция компании известна российскому потребителю с советских времен и давно стала синонимом качества. Эти гарантии производитель обязуется сохранять и впредь, а вот сам решил кардинально обновиться. Как — подробно ассказывают Димитр Атанасов, директор по продажам и Марина Штондина, главный специалист по качеству, рекламе и маркетингу ЗАО «Булгарконсерв».
— Какие изменения произошли в компании за последнее время?
Димитр Атанасов: У нас произошел ряд перестановок в руководящем составе компании: в феврале у нас сменился гендиректор — им стал Гордееев Александр Викторович, новым коммерческим директором назначена Сивкова Людмила Владимировна, моя новая должность - директор по продажам. Директором по закупкам осталась Екатерина Завьялова.
— Как смена руководства отразится, если отразится, на тактике и стратегии «Булгарконсерва» как на российском, так и на европейском рынках?
Д.А.: Ситуация в России начиная с 2014-го года существенно изменилась, следовательно, и нашей компании также необходимо обновление. Новая коммерческая политика компании предусматривает перемены как в тактике, так и в стратегии «Булгарконсерв». В первую очередь, это коснется ценового позиционирования — и оптовые компании и ритейл сегодня ориентируются на низкий ценовой сегмент, поэтому дальнейшее расширение ассортимента «Булгарконсерва» будет идти за счет востребованных позиций у российского покупателя из этого сегмента. Это касается и наших традиционных мясорастительных консервов, и таких топовых позиций как горошек, фасоль и томатная паста. При этом снижение цены не отразится на качестве нашего продукта.
Марина Штондина: Обеспечение качества и, в первую очередь, безопасности продукции — это дело первостепенной важности и высший приоритет в работе «Булгарконсерва». Новое руководство компании взяло на себя обязательство по реализации этих намерений, уже намечен комплекс мер для их осуществления. В частности, будут усовершенствованы и процессы, и инфраструктуры компании для улучшения качества производимой продукции и ее безопасности, проведена автоматизация и модернизация существующего оборудования.
— А за счет чего же произойдет снижение цен?
Д.А.: За счет сокращения собственных издержек — этому уже способствовал полный пересмотр кадрового состава центрального офиса компании и штата на производственных подразделения завода. К примеру, мы полностью реорганизовали торговый отдел, повысив отдачу менеджмента и расширив круг его обязанностей.
М.Ш.: И помимо постоянного повышения результативности и эффективности менеджмента, будет вестись отдельная комплексная работа по выявлению требований потребителей, что будет учитываться при производстве нашей продукции. С этой же целью — более полного удовлетворения потребностей потребителей, сотрудники компании будут постоянно повышать свою квалификацию по программам на семинарах, тренингах.
— А как, в итоге, будет выглядеть обновленный ассортиментный портфель компании?
М.Ш.: Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020» – импортозамещение. Однако быстро введенные западные санкции заставили правительство посмотреть на проблему значительно шире и сформировать масштабную программу, охватывающую гораздо большее количество отраслей, в которых задача импортозамещения стала актуальной. Программа Правительства по импортозамещению вылилась в утверждение новой редакции Государственной программы №320 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а затем и в ряд других законодательных актов, целью которых является более четкое позиционирование роли государства в процессе импортозамещения.
В связи с этим политика руководства компании ЗАО «Булгарконсерв» уже активно меняется и ориентирована на российских производителей и поставщиков основного сырья для продукции, активно идут проекты по сотрудничеству, что перспективно на выходе готового продукта и ценообразования в целом.
Наиболее зависимыми от импортного сырья и комплектующих оказались такие отрасли, как сельское хозяйство, где доля импорта доходит до 90% при производстве отдельных товаров. Список товаров к импортозамещению в подавляющем большинстве случаях носит рекомендательный характер, с перспективой плавной замены импорта путём поступательной локализации производства на территории России. Однако, программа Правительства обозначила перспективу развития импортозамещения до 2020 года, что предоставляет для бизнеса целый ряд освобождающихся ниш.
Д.А.: Руководством принято решение, что в ближайшем будущем планируем развиваться с расширением ассортиментного портфеля, в котором будет не только наша продукция, но и сырье для производства и материалы. Это направление нашей деятельности рассчитано на производителей — наших коллег, у которых по тем или иным причинам отсутствуют контакты с поставщиками. Уже сейчас ведутся активные переговоры с российскими поставщиками, с зарубежными производителями фасоли и томатной пасты, которые смогут предоставлять нужный объем должного качества.
— Расширяя таким образом В2В-направление, планируете ли вы охватывать и сегмент ХоРеКа?
Д.А.: Для ХоРеКи мы уже пересматриваем ассортиментную матрицу – планируем выпускать продукцию в большей, нежели для ритейла, упаковке. Планируем активно развивать это направление во втором полугодии 2017-го.
— Как эти изменения отразятся или уже отразились на системе дистрибуции компании?
Д.А.: Мы обновляем все дистрибутивные контакты «Булгарконсерва», пересматриваем их эффективность в каждом регионе. Сейчас нами разрабатывается методика оценки дистрибьюторов — она заработает в апреле, что приведет к изменению всей системы в целом. Это позволит нам более плотно и с максимальной взаимной выгодой работать в каждом регионе. К тому же мы начинаем активный поиск новых дистрибьюторов в тех субъектах Российской Федерации, которые нами еще недостаточно охвачены.
Стоит также отметить, что продукция «Булгарконсерва» до сих пор не присутствует во многих торговых сетях и наша цель — войти и закрепиться в федеральном ритейле и также активно продвигаться в региональных сетях.
М.Ш.: Такой процесс ребрендинга активной маркетинговой стратегии даст компании возможность выйти на новый уровень развития, привлечь внимание новых клиентов и увеличить лояльность существующих.
— Найдет ли отражение новая политика компании в ее имидже — предполагается, скажем, редизайн логотипа «Булгарконсерва», рестайлинг торговых марок?
М.Ш.: В компании проведен маркетинговый аудит, по результатам которого коллегиально принято решение по рестайлингу визуальных атрибутов бренда — корпоративный стиль изменится в соответствии с новым позиционированием, новыми характеристиками бренда и сезонными новинками в линейке производимой пищевой продукции. Планируется разработка этикеток под обновленный ассортимент. Мы также ведем активную работу над новым интерактивным сайтом компании.
— В наступившем году компания подтверждает ряд своих сертификатов качества. О каких результатах пролонгации сертификатов уже можно рассказать?
М.Ш.: В начале 2017 года подтвержден и пролонгирован при инспекционном аудите официальный международный сертификат ISO 22000:2005 от ассоциации по сертификации «Русский Регистр» - система менеджмента безопасности пищевых продуктов, основанная на принципах ХАССП. Компания ЗАО «Булгарконсерв» признана соответствующей требованиям международного стандарта ISO 22000:2005.
Получены и первые итоги по работе в системе сертификации — речь, в первую очередь, о повышении конкурентоспособности продукции предприятия и ее преимуществ при участии в тендерах. Также это является приоритетом при получении заказов от других компаний, требующих от своих поставщиков сертифицированной системы безопасности пищевой продукции. Растет и доверие к продукции «Булгарконсерва» со стороны как поставщиков, так и потребителей, что, в свою очередь, ведет к расширению существующего рынка сбыта и дает возможность для выхода на новые рынки, в том числе международные.
— А как-то уже отразились на деятельности компании изменения в Законе о торговле и проект дополнительного аудита продукции?
М.Ш.: Важные изменения произошли в Законе о торговле с 1 января 2017 года.
С 15 июля 2016 года вступили в силу масштабные изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле), внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ).
Основные изменения коснулись: терминов и определений, порядка доступа к информации об условиях отбора контрагентов; совокупного размера ретробонуса и платы за оказание услуг по продвижению товаров и иных подобных услуг; сроков и порядка оплаты товаров; запрета на взимание/внесение дополнительных плат и возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров; уточнения антимонопольных требований, предусмотренных ст. 13 Закона о торговле.
Кроме того, в связи с вышеизложенными изменениями, в Законе предусмотрено привлечение нарушителей к административной ответственности с наложением административных штрафов.
Компания «Булгарконсерв» максимально проработали ценовую политику и мы надеемся - это положительно отобразится в итоговой цене на полках магазинов, что в первую очередь почувствует каждый наш конечный покупатель.
Д.А.: Новые поправки в Закон о торговле только вступили в силу и мы пока особо резких увеличений продаж не наблюдаем, но не видим и препятствий со стороны сетей. Не все, правда, спешили с принятием нововведений — до сих пор идет «прощупывание» ситуации, окончательно не ясно, как поведет себя товар на полке, как отреагирует потребитель. Хотя и цены еще не снижены до тех пределов, какие хотел бы видеть покупатель.
Со своей стороны мы снизили цены до необходимого уровня, убрали ретробонусы, выплаты за листинг и логистические услуги. Но, повторюсь, процесс еще в самом начале. Уже идут активные промо-акции и мы активно в этом участвуем, предоставляя скидки от 10 до 30% в зависимости от договоренности с сетью.
— А предполагается ли промо-активность в связи с изменением ценовой политики «Булгарконсерва»? Намечены ли специальные рекламные кампании?
Д.А.: Сейчас мы начинаем масштабную рекламную кампанию ко Дню Победы - «Все к столу». Она предусматривает скидки на нашу основную продукцию, которая необходима для сервировки праздничного стола — томаты, горошек, кукурузу и лечо. Это предложение действует на протяжении всего апреля и начала мая. И воспользоваться им мы приглашаем всех дистрибьюторов, чтобы они, в свою очередь, могли предоставить возможность поздравить ветеранов и всех причастных с Днем Победы.
— Собираетесь ли вы расширять сферу деятельности? Планируется ли в ближайшее время выпуск и продвижение новых продуктов?
Д.А.: Наши технологи уже получили задание на разработку новых НТД и ТУ для ассортиментной линейки вторых блюд. Планируем запустить продукцию из баранины, блюда с индейкой и другие, но не буду пока окончательно раскрывать все секреты, и о всех новинках мы расскажем своевременно и подробно.