Печатная версия каталога

 

Консервный бизнес

 

Скачать on-line версию

Скачать электронную версию

подписка.

Участники проекта

Популярные новости

Популярные статьи


Новости

Заслон от контрафакта


Справочно-информационный материал
 

Россия переходит на электронную сертификацию животноводческой продукции. Существующая система ветеринарной сертификации изжила себя окончательно.

Сертификация сегодня - это визуальный осмотр продукции, проверка документов, органолептическая экспертиза - позволяет в целом подтвердить, что продукция получена из сырья, безопасного в ветеринарно-санитарном отношении, и пригодна для употребления в пищу. По результатам осмотра ветеринарный врач выдает соответствующий документ - ветеринарный сертификат. В случае необходимости образцы продукции направляются на лабораторные исследования.

Проблема заключается в том, что субъективный подход со стороны ветспециалистов и отсутствие единой системы учета юридически значимых действий с продукцией извратили саму суть ветеринарной сертификации - прослеживаемость продукта от места происхождения и подтверждение ее безопасности. Сегодня чаще всего сертификаты выдаются как на конвейере, на основе набора других документов, а процедура реальной проверки во многих местах отсутствует: на нее не хватает ни сил, ни времени, ни ресурсов. А бывает и наоборот, когда вместо конвейера устраивают тщательный досмотр всей партии и при каждой отгрузке непременно требуют проведения лабораторных исследований. Естественно, все за счет владельца груза.

Бланки сертификатов подделывают, несмотря на высокую степень защиты, их могут, например, напечатать в местной типографии и использовать для оформления в своем регионе, а с настоящими бланками оформлять продукцию, отправляемую в другие области.

В таком виде ветеринарная сертификация из проверки превратилась в бизнес-процесс, который далеко отклонился от контроля за обеспечением безопасности пищевой продукции. Более 30 тыс. ветеринарных врачей заняты переписыванием бумажек. Это и неэффективно, и весьма затратно для государства. Поток товара настолько большой, что нет возможности проверить подлинность сертификата и состояние продукции. Приходится верить своему коллеге, который оформил ветсертификат. Но на доверии систему не построишь, необходим механизм подтверждения. Чтобы проверить достоверность сведений в ветсертификате о месте происхождения продукции, необходимо обращаться с запросом в ветслужбу того региона, где был оформлен сертификат. Ответ ждать до 30 дней, а задерживать оформление, основываясь только на подозрениях, нельзя, и продукция отбывает дальше.

С 1 марта 2015 года появится возможность оформлять ветеринарно-сопроводительные документы в электронном виде, но пока нет нормативного документа, который бы обязывал производителей подконтрольной госветнадзору продукции наносить штрих-код на упаковку, хотя уже сейчас они могут это делать по своему желанию.

Идея электронной ветсертификации принадлежит Россельхознадзору, она возникла еще в 2005 году. Первое, что было переведено с бумаги в электронный вид, - разрешение на ввоз, вывоз и транзит, которое предприниматели сейчас оформляют самостоятельно. Подают с помощью системы "Аргус" заявку, а компьютер ее анализирует (попадает ли страна-поставщик в зону риска, аттестован ли завод-производитель и др.) и мгновенно принимает решение: одобрить или отклонить. Одна секунда - и результат на экране монитора. По этому образу и подобию строится процесс электронной ветсертификации в автоматизированной системе "Меркурий". Почти 90% грузов - это перемещение или дробление уже готовой партии продукции. Достаточно в месте происхождения сырья зарегистрировать ее в системе и дальше не придется тратить время, чтобы каждый раз эти сведения вносить. Партия проверена, сертификация проведена, все сведения учтены в информационных системах, и дальше остается только в компьютере сформировать заявку о перемещении продукции с одного склада, а затем поставить галочку по прибытии продукции на другой склад. Нужно лишь следить за тем, чтобы объем и характеристика партии в точности соответствовали тому, что отражено в "Меркурии". Самое главное, система полностью исключает возможность зарегистрировать в ней нелегальную продукцию. Сведения о выловленной рыбе вносятся исключительно на основании данных, полученных от капитана корабля. Каждые сутки капитан дает телеграмму - судовое суточное донесение, в котором есть все сведения об улове. Если такой телеграммы не было, то неоткуда и "левому" товару появиться.

Внедрение системы электронной сертификации - это формирование массива данных и их анализ, чего сейчас очень не хватает, в том числе и для принятия управленческих решений.

В такой системе при выявлении партии небезопасной продукции есть возможность незамедлительно ее отозвать, таким образом, предотвратив нанесение ущерба потребителям. Этот же механизм не позволит продвигать местечковые интересы, когда, прикрываясь требованиями в обеспечении безопасности, местные функционеры настаивают на проведении лабораторных исследований по любому поводу, тем самым навязывая платные услуги и желая в действительности пополнить местную казну. Но у электронной сертификации есть и противники. Есть такие, кто не желает ничего нового, подозревая во всем подвох. Самая многочисленная доля противников - это те предприниматели, которые не верят в способность государства изменить сложившуюся ситуацию с ветсертификацией продукции животного происхождения. Затраты предприниматели несут колоссальные, а реальной отдачи не видят. Многие из них считают ветеринарный контроль в принципе излишним, а тут еще и новации в оформлении. Ведь новации - это всегда риск. И есть третья категория противников, очень небольшая, но хорошо финансово обеспеченная и боящаяся прозрачного товарооборота. Это "бизнесмены", сделавшие ставку на реализацию нелегально добытой рыбы, и переупаковщики, заработок которых зависит от количества нанесенной глазури или замены дорогих сортов рыбы на более дешевые.

С внедрением электронной ветсертификации покупатели быстро научатся распознавать производителей качественных продуктов и будут отдавать им свои предпочтения, голосуя рублем за приглянувшийся товар. И тогда производителям придется конкурировать за внимание конечного покупателя, а не закупщика из торговой сети, обещая последнему немалые бонусы за свой залежалый товар. А еще через пару лет, когда на рынке IT-технологий появятся поисковые приложения к системе электронной ветсертификации, потребители получат возможность узнавать, в каких магазинах поблизости есть их любимая продукция и какова ее стоимость.

05.11.2014   •   http://www.rg.ru






Telegram-канал


Digital-продвижение продуктов питания




Поделиться с друзьями:



Cмотрите также





Задать вопрос



 
 
Картинка